Роль географии.

Сайт учителя географии

Шишкиной Елены Федоровны 

Роль географии

 

Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства патриотизма, потому что возрождение России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине - гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать, в чем и поможет изучение географии. В курсе «Экономической и социальной географии мира» при изучении каждой темы обязательно уделяется внимание месту России в экономике, политике, культуре мира.

 

  Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся является одной из приоритетных ценностных ориентаций современной системы образования, поскольку только развитая личность способна осознанно и самостоятельно прогнозировать свою деятельность, решать поставленные перед собой задачи, вооружившись не только знаниями, умениями, навыками, но и способами и приёмами умственной деятельности, умением применять полученные знания в сложившейся и новой ситуациях. Все это формируется на всем протяжении образовательного процесса, путем использования различных педагогических технологий. Под учебно-познавательной компетенцией понимаются элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.

 

  В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной жизни общества отмечается и переориентации в структуре ценностей и нравственных приоритетов. Проблемы и противоречия переходного периода порождают опасность развития неправильных ценностей, низменных инстинктов, деградации сознания человека. В связи с этим необходимо переосмысление целей образовательного процесса и переход к личностно-ориентированному обучению, который обеспечивает нравственное становление личности.

 

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого студента, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

 

-Планета Земля - общий дом человечества;

 

-Родина - уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;

 

-Мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

 В этих условиях особенно возрастает роль географии в воспитании личности. Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Возрастающий интерес к изучению географии можно объяснить несколькими факторами:

 -География как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь получаемых знаний не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением, что создает основу для выработки у учащихся оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.;

 -Ориентация только на умственное развитие учащихся в настоящее время признается недостаточным. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием. В.С. Преображенский подчеркивал уникальные возможности географии «В этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие и логическое мышление»;

 -В изучении современной географии особое внимание уделяется человеку, миру людей, культуре отдельных народов, особенности их быта, религий, отношение к природе, то есть усиливается гуманитарное крыло географии; усиливается цивилизованное направление в познании прошлого и настоящего в географии, возрастает интерес к явлениям исторической географии.

  Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Задачей эстетического воспитания является развитие чуткости к красоте, развитие таких сторон личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир человека. Еще Аристотель писал, что в воспитании первую роль должно играть прекрасное, и что стремление к одной только пользе оборачивается для государства большими потерями, а для человека - невоспитанностью по отношению к окружающему миру. Возможности для эстетического воспитания при изучении географии вытекают из самой сути географической науки, центральной проблемой которой является проблема природа-человек.

Не менее важная задача - воспитание уважения к людям труда, науки и культуры. При этом тесно переплетаются задачи морально-этического и нравственно-патриотического воспитания учащихся. При изучении географии отдельных стран происходит знакомство с их населением, особенностями материальных, духовных, культурных ценностей, которые отражают опыт познания и существования человека в пространстве (живопись, скульптура, обряды, нормы поведения, хозяйственная деятельность человека и т.д.).

 

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - свидетельство не только незнания и несоблюдения законов природы, но и духовной черствости людей, поэтому экологическое воспитание - важная составляющая в воспитательном процессе. В процессе образования курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Не менее важно, что география включает материалы оценочного характера, что является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентации. Экологическое содержание курса географии располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности.

 

Сегодня образование призвано не только вооружать учащихся знаниями и умениями, оно должно готовить их к будущей жизни. Поэтому география может являться еще и средством экономического воспитания. Важнейшей задачей экономического воспитания является формирование нового типа экономического мышления. Современным является гибкий, динамичный тип мышления, способный учитывать постоянно меняющиеся условия и характер решаемых задач. Экономическое воспитание при изучении географии возможно при возникновении проблемных ситуаций, на деловых играх, которые стимулируют творческое воображение и нестандартность мышления, формируют активную, мобильную личность, умеющую отстоять свои позиции, развивают экономическое мышление и культуру.

 

Используемая литература:

 

1.  Волкова А.С. Вопросы эстетического воспитания в географии. - М. Просвещение, 1996.

 

2.  Герасимова Т.П. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения     географии. - М.; Педагогика, 1992.

 

3.  Дущина И.В. О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии. М. География в школе. -2000. N.2.

 

4.  Максаковский ВЛ. Географическая культура. - М.; 1996.

 

5.  Преображенский В.С. Как же так коллеги? М. География. 1997. N.3.

 

6.  Б.З.Вульфов Острые проблемы  воспитания: поиски решения. – М.; Издательский дом «Новый учебник», 2003

7.  И.Д.Демакова Гуманизация пространства детства: теория и практика.М. .; Издательский дом «Новый учебник», 2003

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz